КАК ВЫБИРАТЬ НАСТОЯЩЕГО КОПИРАЙТЕРА
Запомните главное — "вкусные" тексты пишут литературные работники, а копирайтеры формируют нужные мысли в голове клиента с помощью текста. Если вы обращаетесь к первой группе, то они берут ваш материал и готовят текст, чтобы вам понравилось. Но если попробовать разобрать их текст, то получится примерно такой диалог:
— Какую задачу вы решали, когда готовили текст?
— В смысле?
— Ну, опишите, где размещается текст? Что ищут люди, которые его будут читать? Какую рекламу прочтут клиенты прежде, чем попадут на страницу сайта? Ответы на какие вопросы они ищут здесь? Какую мысль вы формировали? К какой мысли вы подводите клиентов? Как вы решили эту задачу с помощью текста?
— Я не понимаю, о чем вы. Заказчик просто попросил написать текст о своем продукте и попросил, чтобы текст был уникальным.
— Я правильно понимаю, что вы писали текст не проговорив и не продумав задачу?
— Заказчику текст понравился. Что еще нужно?
— Нужно было не удовлетворять заказчика, а решать его бизнес-задачу. Вы же копирайтер, а не девушка легкого поведения, которая должна удовлетворить все прихоти клиента.
— Мне что, спорить с клиентом?
- Если понадобится, то да, но лучше начать с объяснения того, что он не понимает. Если бы клиент сам был специалистом, то зачем бы он бы вам деньги платил?
Говоря проще, профессионал начинает не с текстов, а с обсуждения задачи, продукта, места и целей данного текста. В противном случае он просто не сможет подготовить эффективный текст, т.к. не будет понимания результата и критериев его качества.
Как определить то, что перед вами копирайтер, а не литературный работник?
1 - Попросите показать пару лучших своих текстов;
2 - Попросите сформулировать цели каждого текста, мысли и действия, к которым нужно было подвести;
3 - Попросите последовательно рассказать, каким образом решена данная задача;
4 - Оцените тексты на предмет легкости чтения, отсутствия косноязычия, наличия ритма и отсутствия ошибок (опечаток).
Как правило, дилетанты сыпятся на втором вопросе, начиная переспрашивать "В смысле?" или отвечать что-то абстрактное: "Нужно, чтобы клиенты прочитали текст и захотели обратиться в компанию".